Любая автоматизация производства предполагает выполнение всех стадий технологического процесса согласно предварительно заданной программе и без непосредственного участия человека. Для этого применяются различные устройства, отвечающие за полную механизацию ручного труда.
Автоматизация бывает частичной либо комплексной. Проводится она в соответствии с принятым планом модернизации производства. Любое промышленное предприятие предполагает использование крупногабаритных грузоподъемных кранов. Для автоматизации управления такими машинами, необходимо сосредоточить внимание на отдельных операциях: запуске, торможении механизмов; подборе оптимальной скорости рабочих движений; фиксации частей крана в нужном положении и так далее. Для решения подобных задач созданы командо-контроллеры и автоматизированные устройства безопасности – ограничители крайних положений и грузоподъемности, грузо-захваты, противоугонные средства. Даже частично автоматизированный кран отличается повышенной производительностью. Такая машина быстрее выполняет работу и требует меньшего количества обслуживающего персонала при перемещении груза.
ПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТИЧНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ? Необходимость автоматизации управления кранами возникает в том случае, если ввиду напряженности производственного цикла человек попросту не успевает контролировать их работу. Полная автоматизация актуальна для предприятий, выпускающих изделия серийно и массово. В таком случае всеми операциями управляет компьютер. Для отдельных видов грузоподъемного оборудования (грейферных кранов, подвесных конвейеров, штабелеров) задействуют электромеханические выключатели. Сложные строительно-монтажные работы (СМР), предполагающие применение башенных, мостовых, самоходных, стреловых пневмоколесных и гусеничных кранов, а также перемещение нестандартных грузов, не могут подвергаться полной автоматизации. Для них необходимо введение обратной связи и следящих систем, что ведет к удорожанию эксплуатации кранов. Основным методом частичной автоматизации СМР является перевод кранов на радиоуправление. При этом подключение средств радиоуправления к электроприводу осуществляется без изменения их характеристик.